В связи со сложностью в изготовлении и использовании состоявшей на то время на вооружении в Советском Союзе гранаты РГД-33 было принято решение о разработке надёжной и технологичной оборонительной пехотной гранаты. Разработка данного устройства была поручена конструктору Храмееву Ф. И. В 1939 году, через два месяца после получения технического задания, им была разработана граната Ф-1. По словам самого конструктора, наибольшую сложность для него при разработке данной модели гранаты представили подборка материала оболочки и обеспечение надёжности работы запала[1]. Предварительные испытания данного образца оружия были минимальны, было изготовлено 10 опытных образцов, которые были вскоре испытаны, а затем конструкция была запущена в серийное производство.

Ф-1 (индекс ГРАУ — 57-Г-721) — ручная противопехотная оборонительная граната. Предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлёта осколков метать её можно только из-за укрытия, из бронетранспортёра или из танка. Названия «Ф-1» и сленговое «лимонка» произошли от французской осколочной гранаты F-1 модели 1915 года массой 572 граммов и английской гранаты системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Другой вариант происхождения жаргонного названия — её форма, напоминающая лимон. Первоначально гранаты Ф-1 снаряжались запалом Ф. В. Ковешникова. В 1941 году Е. М. Вицени и А. А. Бедняков разработали универсальный запал УЗРГ, после войны он был доработан и служит по сей день под названием УЗРГМ (универсальный запал ручных гранат модернизированный).

Граната Ф-1 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Дальность броска: 35-40 м

Радиус поражения осколками: 200 м (максимальная дальность полёта осколков согласно инструкции)

Время замедления запала: 3,2-4,5 сек

Количество осколков до 300 шт.

Граната Ф-1 относится к ручным противопехотным осколочным оборонительным гранатам дистанционного действия. Конструкция её оказалось настолько удачной, что без принципиальных изменений просуществовала до настоящего времени. Несколько изменялась и дорабатывалась с целью повышения надёжности эксплуатирования конструкция запала.